Генитальный герпес 1, 2 типа. Что это?

Возбудитель: вирус простого герпеса первого, второго типа (ВПГ 1, 2 типа).

Пути заражения. Любые виды половых контактов (вагинальный, оральный, анальный). Возможна передача вируса от матери к ребёнку во время беременности и родов. ВПГ 2 типа имеет только половой тип инфицирования, а ВПГ 1 типа, как половой, так и неполовой путь заражения (например, «простуда на губах» вызывается ВПГ 1 типа). По данным различных источников инфицированность населения ВПГ 1 типа составляет около 90%, а ВПГ 2 типа – 15%.

Однако внешне инфекция проявляется не всегда и составляет около 20% для ВПГ 1 типа и около 6% для ВПГ 2 типа. Дело в том, что попав в человеческий организм, вирус простого герпеса не покидает уже его никогда, а «прячется» и «дремлет» в нервных сплетениях и может давать о себе знать при ослаблении иммунной защиты (болезни, переохлаждение, стресс, перегревание, физическое переутомление, химиотерапия и др.).

Инкубационный период (син.: скрытый или латентный период – время от начала заражения до появления первых клинических проявлений) бывает различным от 1 недели до месяцев и даже лет.

Клинические проявления. Проявляется герпес далеко не у всех инфицированных людей и на прямую зависит от состояния иммунной системы. Для генитального герпеса характерны следующие стадии заболевания (как и при губном герпесе): эритема (покраснение) – пузырёк – эрозия (язвочка) – корочка – заживление (редко рубцы). Вначале появляется покраснение (эритема) кожи или слизистых оболочек, а затем на этом месте появляются группы пузырьков. Спустя несколько часов пузырьки лопаются и на их месте возникают поверхностные эрозии (редко язвочки), часто сливающиеся между собой. Затем на поверхности эрозий появляются серовато-жёлтые корочки. Уже через 6-12 дней от высыпаний, как правило, не остаётся и следа (редко могут оставаться рубчики). В последующем через несколько месяцев или лет может наступить рецидив (вирус никуда не исчезает, он прячется в нервных ганглиях). Рецидивы провоцируют различные болезни, переохлаждение или перегрев организма, стресс, тяжёлая физическая нагрузка, медицинские манипуляции (аборты, операции и др.) и прочее.

Излюбленные места герпетических высыпаний у мужчин:
·         головка полового члена
   крайняя плоть
·         венечная борозда
·         кожа полового члена
·         область наружного отверстия уретры
·         промежность, ягодицы

Излюбленные места герпетических высыпаний у женщин:
·         большие и малые половые губы
·         слизистая влагалища
·         клитор
·         шейка матки
·         промежность, ягодицы

Диагностика генитального герпеса складывается на основании сбора жалоб, объективного осмотра пациента, лабораторных методов обследования: полимеразная цепная реакция, ДНК-гибридизация, ИФА (иммуноферментный анализ крови).

Лечение. Основной задачей в лечении генитального герпеса является быстрое купирование и облегчение симптомов заболевания, а так же на профилактику возможных рецидивов (метафилактику). Для этой цели используются противовирусные препараты как местного, так и системного действия, иммуномодуляторы, интерфероны и индукторы интерферона, витамины и другие. Больным надо соблюдать полный половой покой до полного исчезновения клинических проявлений данного заболевания. Кроме того необходимо, чтобы обследовались абсолютно все половые партнёры больного, а в случае выявления признаков инфекции – начать лечение. При адекватном лечении и соблюдении рекомендаций врача можно добиться стойкой ремиссии и сделать рецидивы более редкими или избавиться от них во все (однако полной ликвидации ВПГ из организма добиться часто невозможно).