Хронический пиелонефрит. Что это? Диагностика

Хронический пиелонефритПресловутый хронический пиелонефрит! Как часто такой диагноз мы, урологи, встречаем в нашей практике, причём, надо признаться, этот диагноз часто надуман... особенно этим грешим сами же в госполиклиниках, ставя диагноз этот «на всякий случай», да и запись есть в карте, а значит 250 ₽ по ОМС заплатят.

Хронический пиелонефрит (ХП) – «длительный инфекционно-воспалительный процесс в стенках лоханки, чашек, в строме паренхиме почки. ХП может быть пиелонефрита, однако в большинстве случаев возникает как относительно спокойно текущий процесс.
ХП — одно из нередких заболевание почек, считают вторым по частоте заболеванием человека (после инфекций дыхательных путей). Заболеваемость — 18 случаев на 1000 человек. Женщины болеют в 2–5 раз чаще мужчин. Распространённость, по данным о причинах смерти, колеблется от 8 до 20%.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Первичный: хронический пиелонефрит, развивающийся интактной почке (без аномалий развития и диагностированных нарушений уродинамики ВМП).
Вторичный: хронический пиелонефрит, возникающий на фонезаболеваний, нарушающих пассаж мочи:аномалии развития почек и мочевыводящих путей; мочекаменная болезнь; стриктуры мочеточника различной этиологии; болезнь Ормонда (ретроперитонеальный фиброз); пузырно-мочеточниковый рефлюкс и рефлюкс-нефропатия; аденома и склероз простаты; склероз шейки мочевого пузыря; нейрогенный мочевой пузырь (особенно гипотоничного типа); кисты и опухоли почки; новообразования мочевыводящих путей; злокачественные опухоли половых органов.

По локализации процесс может быть одно- или двусторонним.

Выделяют фазы хронического пиелонефрита:
  • активного воспаления;
  • латентного воспаления;
  • ремиссии или клинического выздоровления
Действительно, диагноз очень «скользкий»: часто можно поставить его или не делать этого (ну вот секреты раскрываю). В итоге поговорим на чистоту! ::: Нужно понимать, что хронический пиелонефрит у взрослых — это воспалительное заболевание почек, которое неминуемо приводит к вторичному сморщиванию почек! И, если на приёме по УЗИ мы видим сочные, здоровые почки, отсутствие изменений в анализах мочи, то о каком пиелонефрите говорить? А ведь таких пациентов с таковым диагнозом очень много (что не соответствует реальности), к сожалению. Нужно понимать также, что хронический пиелонефрит неминуемо приведёт к почечной недостаточности, а у некоторых и к гемодиализу!!!