Лечение гидроцеле у мужчин

Водянка оболочек яичка, гидроцеле

Медикаментозные методы лечения водянки оболочек яичка не эффективны. Помощь больному можно оказать путём проведения пункции и эвакуации водяночной жидкости с помощью иглы и шприца.  Это самая паллиативная операция, эффект от которой моментальный. Но большое число рецидивов не всегда позволяют использовать данный метод. Применение различных веществ для создания спаечного процесса между листками собственной влагалищной оболочки может привести к химическому ожогу, появлению болей в мошонке, её отека, воспалению с повышением температуры тела. К подобным процедурам и этому виду лечения прибегают очень редко. После пункции водянки, как правило, возникает её рецидив.

Также используется методика малоинвазивная, как иссечение небольшого участка влагалищной оболочки через мини доступ (наиболее привлекательная методика), после чего оставляется дренаж на 3 дня. Методы операции по Лорду, Винкельману, Бергману также используются (расширенные операции), но из-за большой инвазивности и риска кровотечений затрудняют использование их в амбулаторной урологии.

Но единственный радикальный способ, позволяющий избавиться от гидроцеле навсегда — это расширенная операция. Влияние на влагалищную оболочку яичка путем её рассечения и сшивания в вывернутом состоянии (операция Винкельманна), иссечение и удаление (операция Бергманна) или рассечение с последующим складыванием (пликацией) с помощью специальных швов (операция Лорда). Накопленный опыт большого числа таких операций показал, что яичко после вмешательства нормально функционирует и не причиняет человеку каких-либо беспокойств, если его влагалищная оболочка надёжно иссечена.

Противопоказаниями к операции — тяжёлые интеркуррентные заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что чаще всего бывает, естественно, у лиц пожилого и старческого возраста. При больших водянках у больных такой группы риска для улучшения качества жизни пациента в ряде случаев используют паллиативные методы лечения.
Наиболее эффективным способом лечения приобретённой водянки считают пликацию оболочек по Лорду, при которой травма рыхлой соединительной ткани мошонки минимальна.

Операция Лорда
Яичко оттягивают книзу, чтобы расслабить мышцу, его поднимающую. Между большим и указательным пальцами левой руки хирург зажимает семенной канатик в верхних отделах мошонки. Выполняют инфильтрирование канатика 1% раствором лидокаина. Этой же рукой фиксируют поражённую половину мошонки, натягивая на ней кожу, пережимают подкожные сосуды. Между видимыми сосудами мошонки делают поперечный разрез длиной 4 см. Вскрывают мясистую оболочку и обнажают поверхность влагалищной. Фиксируют кожу, подкожную клетчатку и мясистую оболочку к влагалищной оболочке. Отделяют пальцем влагалищную оболочку, формируют карман, соответствующий размеру яичка. Затем вскрывают влагалищную оболочку и эвакуируют водяночную жидкость, после чего расширяют разрез влагалищной оболочки и выдавливают из него яичко, которое исследуют визуально и пальпаторно. Приподнимая яичко, натягивают влагалищную оболочку, присборивают париетальный листок влагалищной оболочки несколькими рассасывающими швами, после чего по всему периметру яичка накладывают 6–8 таких швов. Далее погружают яичко в мошоночный карман под мясистой оболочкой и заключительным этапом накладывают узловые швы через все слои (кожу, мясистую оболочку и рыхлую соединительную ткань), изолируя подкожную жировую клетчатку. Дренаж как правило не требуется.

Операция Винкельманна
Проводят разрез, соответствующий половине мошонки, в продольном направлении по передненаружной поверхности. В пределах кожного разреза рассекают послойно оболочки яичка до просвечивающейся влагалищной оболочки. Тупым и острым путём последнюю отделяют от внутренней семенной фасции, водяночный мешок полностью освобождают до места перехода париетального листка на яичко и придаток. Троакаром эвакуируют водяночную жидкость, затем рассекают париетальный листок влагалищной оболочки и выворачивают его, обнажая яичко. Производят ревизию яичка и его придатка. Края париетального листка влагалищной оболочки ушивают узловыми или непрерывными швами позади яичка и его придатка. Края ушитой оболочки не должны сдавливать семенной канатик. Проводят тщательный гемостаз, после чего яичко погружают в мошонку. В нижний угол раны или через контрапертуру в области дна мошонки устанавливают резиновый дренаж на 1 сут с целью профилактики образования гематом. Рану мошонки послойно ушивают кетгутовыми швами.

Сообщающиеся водянки оболочек яичка у детей рекомендуют оперировать не ранее чем в 1,5–2 года. Делают разрез выше и параллельно паховой связке, рассекают переднюю стенку пахового канала. Выделяют незаращённый влагалищный отросток брюшины, затем вскрывают его в средней части, проксимальный конец отростка брюшины отделяют от элементов семенного канатика и обрабатывают как грыжевой мешок при косой паховой грыже. Дистальный конец его отделяют от элементов семенного канатика и отсекают у верхнего полюса яичка. Эвакуируют водяночную жидкость и выполняют описанную выше операцию Винкельманна, после чего проводят пластику пахового канала.

Операция Бергманна
После вскрытия водяночной полости собственную оболочку тупым путём отделяют и резецируют на всем протяжении, отступив от яичка 0,5–0,8 см. Оставшийся край оболочки обшивают непрерывным кетгутовым швом, затем яичко погружают в мошонку. Проводят тщательный гемостаз. Полость мошонки дренируют резиновым выпускником 1–2 сут для профилактики гематомы. Рану послойно ушивают.

Осложнения
Наиболее частые осложнения оперативных вмешательств по поводу водянки — воспаление придатка, связанное с его механическим раздражением во время операции, отёк мошонки, а также кровотечения, гематомы. Именно поэтому, как и при любой операции на мошонке необходим тщательный гемостаз и обязательное дренирование полости на заключительном этапе операции. Эти осложнения, в той или иной степени, присутствуют в 20–50% случаев. Однако они проходят у всех практически самостоятельно в течение 2 нед после операции. В некоторых случаях при осложнениях необходимо назначение антибиотиков и противовоспалительных препаратов.

Чем выше профессиональный опыт и навыки оперирующего врача, тем частота послеоперационных осложнений ниже.

Прогноз

Прогноз при водянке оболочек яичка обычно благоприятный, однако при больших размерах и длительном сдавлении жидкостью может наступить атрофия яичка с нарушением сперматогенеза.

Вальвачев А.А, 2022 г.