Сифилис

Возбудитель: бактерия, называемая бледной спирохетой (Treponema Pallidum, бледная трепонема).

Пути зараженияЛюбые виды половых контактов (вагинальный, оральный, анальный). Возможно внутриутробное инфицирование ребёнка, когда он заражается от больной матери при прохождении через родовые пути. Случаи бытового заражения сифилиса встречаются редко, но тем не менее они возможны.

Инкубационный период (син.: скрытый или латентный период – время от начала заражения до появления первых клинических проявлений)  составляет в среднем 3-4 недели. Однако на фоне приёма антибиотиков (недостаточных для полной иквидации возбудителя) инкубационный период может затягиваться до нескольких месяцев.

Клинические проявленияСифилис в своём классическом проявлении (если не лечить во все или лечить не до конца) характеризуется периодическим течением. Выделяют первичный, вторичный и третичный сифилис, а соответственно – первичный, вторичный и третичный период.

Ø Первичный период (первичный сифилис). Наступает сразу после инкубационного периода. Для него характерно появление язвы (твёрдый шанкр) округлой или овальной формы, уплотнённой в основании, на половых органах, на губах, в полости рта, в анальной области – действует правило «чем согрешил, то и страдает». Кроме этого через некоторое время происходит увеличение лимфатических узлов, которые располагаются близко от язвы (паховых, шейных и др.). Продолжительность первичного периода в среднем составляет 6-7 недель. К концу данного периода твёрдый шанкр постепенно заживает даже без лечения, однако болезнь никуда не исчезает, а прогрессирует и наступает вторичный период.

Ø Вторичный период (вторичный сифилис). Продолжительность этого периода без лечения (или недостаточное лечение) составляет около 3-5 лет. В это время у больного имеют место разнообразные высыпания на коже и слизистых оболочек, выпадение волос, иногда осиплость голоса. Характерно волнообразное течение: сыпь постепенно проходит сама по себе, но затем появляется вновь. В этом периоде иногда могут наблюдаться осложнения характерные для третичного сифилиса – поражение внутренних органов и центральной нервной системы (нейросифилис).

Ø Третичный период (третичный сифилис). Характеризуется поражением внутренних органов и систем организма (костно-суставной, нервной, сердечно-сосудистой).

Иногда сифилис с самого начала может протекать без каких-либо клинических проявлений (скрытое течение), но такая форма сифилиса не менее опасна для больног и не менее заразна для окружающих.

Диагностика сифилиса складывается на основании сбора жалоб, объективного осмотра пациента, лабораторных методов обследования - серологического обследования крови (анализ крови на РВ = RW = Реакция Вассермана). Дополнительно врач может назначить другие методы обследования: мазки, соскоб на ПЦР (полимеразная цепная реакция, позволяющая определять ДНК вирусов, грибов и микробных агентов), ИФА (иммуно-ферментный анализ крови) и другие, так как часто «беда (сифилис) не приходит одна» и кроме бледных спирохет могут быть обнаружены и другие патогенные агенты (миробы, кандиды, хламидии, микоплазмы и т.д.).

Лечение. Сифилис – является острозаразным заболеванием, представляющим опасность не только для больного, но и для окружающих. Поэтому сифилис на сегодняшний день требует специфического лечения, проводимого в специализированных учреждениях здравоохранения (дермато-венерологические диспансеры). Прогноз при лечении данного заболевания благоприятный при условии своевременного обращения за медицинской помощью (до наступления необратимых последствий со стороны внутренних органов) и чёткого выполнения всех назначений врача.