Вирус папилломы человека (ВПЧ). Типы ВПЧ

Удаление папиллом в Раменках ЗАО г. Москвы, телефон: 8 (495) 226-14-92

Вирус папилломы человека (ВПЧ) включает 5 родов (Alphapapillomavirus, Betapapillomavirus, Gammapapillomavirus, Mupapillomavirus и Nupapillomavirus), относится к семейству паповавирусов, к группе ДНК–содержащих вирусов с двухцепочечной ДНК, вирус довольно мелкий, его двунитевая кольцевая ДНК заключена в белковую оболочку – капсид.

На сегодняшний день известны более 600 видов ВПЧ. Из них более 40 могут вызвать поражение аногенитального тракта (половые органы и перианальная область) мужчин и женщин, появление остроконечных кондилом. Одни из них безвредны, другие вызывают бородавки, некоторые могут вызывать онкологию различных органов.

По данным международных эпидемиологических исследований по оценке распространенности ВПЧ выявлены следующие данные:

• у здоровых женщин определяется ДНК ВПЧ в 3–10%
  • при различных клинических формах остроконечных кондилом ДНК ВПЧ выявлено в 50–80%
  • при доброкачественных поражениях шейки матки в 12–35%
  • при цервикальных интраэпителиальных неоплазиях определяется ДНК ВПЧ в 90% случаев
  • при внутриэпителиальных карциномах до 89%.

Распространенность ВПЧ обусловлена социально-экономическими, поведенческими, медико-гигиеническими условиями. Минимальная частота инфицированности ВПЧ наблюдается в Испании и составляет всего 5%. На Филиппинах этот показатель составляет до 9,2%, в Мексике, Бразилии, Марокко и Парагвае – странах с традиционно высокой заболеваемостью РШМ – 17%, 17%, 20,5% и 20% клинически здоровых женщин соответственно являются носителями ВПЧ. Наибольший уровень инфицирования наблюдается в Аргентине и Гондурасе и приближается к 40%, в Канаде – 21,8%, в Швеции (12,8%), Дании (15,4%), Японии (10,7%). Среди здоровых женщин наиболее часто встречается ВПЧ 16 типа, в 1,5-2 раза реже выявляется ВПЧ 18 типа. Суммарно, на долю этих двух типов приходится 45% от общего числа выявляемых типов ВПЧ. В Российской Федерации признаки ВПЧ-инфекции выявляются у 15-34% женщин общей популяции и у 44,9% пациенток, обследуемых на наличие заболеваний, передающихся половым путем.

При проведении массовых скрининговых исследований ВПЧ обнаруживается у 40–50% сексуально активных мужчин и женщин. D.R. Brown, O. Legge (2002) установили, что вероятность заражения ВПЧ при половом контакте составляет до 60-67 %.

Наибольшая распространенность ВПЧ–инфекции отмечается у женщин в возрасте до 30 лет. Популяционные исследования в Англии показали, что частота обнаружения ВПЧ в группе женщин 20-29, 30-39, 40-49, 50-64 года составляет 33, 15, 9 и 6% соответственно.

Вирус папилломы человека (ВПЧ). Типы

Пути передачи:
  1. Основным путём заражения аногенитальными бородавками (остроконечными кондиломами) является половой путь заражения, включая орально-генитальные контакты и анальный секс.
  2. Возможно заражение папилломавирусом новорождённых при родах, что является причиной возникновения ларингеального папилломатоза у детей и аногенитальных бородавок у младенцев.
  3. Бытовой путь, например, через прикосновение. Вирус папилломы человека способен существовать некоторое время в общественных местах (туалеты, бани, бассейны, спортзалы) и проникать в организм человека через ссадины и царапины на коже
  4. Возможно самозаражение (аутоинокуляция) при бритье, эпиляции.

Доказано, что частота инфицирования вирусом прямо пропорциональна числу половых партнеров: при наличии одного партнера ВПЧ выявляется у 17–21 % женщин, при наличии 5 и более партнеров – у 69–83% (C.W. Critchlow, L.A. Koutsky (1995)).

Средний период времени между заражением и развитием кондилом занимает 3 месяцев, однако этот период может растягиваться на многие годы. Это делает невозможным определение точного времени заражения. Может пройти до 10 и более лет от момента инфицирования до появления признаков тяжёлой дисплазии шейки матки. Инвазивный рак в среднем регистрируется в возрасте 49-и лет, когда возникают дополнительные изменения иммунитета, влекущие за собой инвазию и метастазирование.

Не исключается генитально-оральный способ передачи ВПЧ, так как некоторые типы (6, 11 и 16) обнаруживаются в ротовой слизи, однако окончательно этот способ передачи не доказан.

Диагностика

Первое, что производится - это осмотр. Далее для уточнения в диагностике ВПЧ используют метод ПЦР, который имеет большую диагностическую значимость, позволяет точно идентифицировать отдельные типы ВПЧ (на рис.).

Особенности папилломавирусной инфекции

Инфицирование вирусом папилломы человека имеет ряд важных особенностей, без учета которых использование ВПЧ–тестирования сопряжено с рядом трудностей в трактовке результатов.

Важно понимать:

• ВПЧ является основной причиной рака шейки матки;
  • инфицированные женщины имеют в 300 раз более высокий риск развития РШМ;
  • инфекция является коварной и довольно часто не вызывает никаких жалоб у пациента и не выявляется при осмотре до перехода в стадию инвазивного рака;
  • клинические проявления папилломавирусной инфекции высокого риска могут маскироваться другими заболеваниями урогенитально го тракта, что не позволяет вовремя выявить их с использованием традиционных методов;
  • выявления большого числа женщин с транзиторной формой инфекции можно избежать при введении возрастных ограничений при проведении ВПЧ-тестирования.

Исследования показали, что контагиозность вируса высока и в течение первых 4–6 лет половой жизни большинство женщин (до 80%) инфицируется папилломавирусами и, соответственно, спонтанно излечиваются.

Радикальной терапии папилломавируса не существует, то есть, нет препаратов и методов, которые бы позволяли устранить некоторые типа вируса из организма человека полностью. Врачи лечат только последствия действия вируса, то есть удаляют бородавки, первичные стадии раковых заболеваний (ткани с клеточными изменениями). Общая терапия назначается при выраженном обсеменении, поражении тканей (кожи, слизистых), поражении высокоонкогенными типами вируса с локализацией патологического процесса в области аногенитального тракта. В качестве препаратов выбора используются противовирусные препараты и иммуномодуляторы.

Согласно исследованиям Центров по контролю и профилактике заболеваний США, естественный иммунитет самостоятельно справляется с вирусом в организме в течение 2 лет в 90 % случаев.