Физиотерапия. Лечение простатита, цистита

Физиотерапия - это область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых физических факторов, применяемых для лечения, метафилактики и профилактики заболеваний, а также медицинской реабилитации.

Предметом изучения физиотерапии являются лечебные физические факторы. В соответствии с видами энергии и типами ее носителей лечебные физические факторы бывают:

• природные
  • климатолечебные
  • бальнеолечебные
  • грязелечебные
  • искусственные лечебные
  • электролечебные
  • магнитолечебные
  • светолечебные
  • механолечебные
  • термолечебные
  • гидролечебные
  • радиолечебные

Принцип воздействия на этиологические и патогенетические звенья патологии, а в случае хронического простатита в большей степени воздействие на симптомокомплекс у конкретного больного реализуется на основе специфических свойств каждого лечебного физического фактора.

Эффективность физиотерапии оценивается по степени купирования интенсивности симптоматики при заболевании.

При лечении простатита, цистита положительное действие оказывают:

• электрофорез
  • индуктотермия
  • магнитотерапия, магнитофорез
  • КВЧ-терапия
  • ультразвук (низкочастотный и высокочастотный )
  • импульсные токи
  • гипертермия
  • лазеротерапия

Чтобы физиотерапевтическая процедура была максимально эффективной, используют такие методы воздействия, которые позволяют приблизить место проведения процедуры к пораженному органу. Для этих целей используют следующие методы воздействия:

• эндоуретральное
  • трансуретральное
  • трансректальное
  • трансвагинальное
  • проекционное

Наиболее эффективными физиотерапевтическими методами лечения воспалительных заболеваний органов мужской половой системы является трансректальная низкоинтенсивная лазерная терапия. Метод является высокоэффективным ввиду целого ряда его биологических эффектов:

• противовоспалительное действие
  • нормализация микроциркуляции (улучшение тканевого кровотока)
  • уменьшение отека ткани
  • тромболитический эффект
  • стимуляция обменных процессов в тканях
  • стимуляция регенерации тканей
  • нормализация проницаемости сосудистой стенки
  • повышение устойчивости клеток к патогенным агентам, включая вирусы
  • анальгетический эффект
  • стимуляция общих и местных факторов иммунологической защиты
  • десенсибилизирующее действие
  • снижение патогенности микробов
  • повышение чувствительности микрофлоры к антибиотикам

Эти эффекты предполагают высокую значимость данного метода в лечении хронического простатита, цистита.

Лазеротерапия при лечении простатита часто совмещается с лечебными массажами предстательной железы по показаниям.

Длительность курса лазерной терапии зависит от степени выраженности клинических и лабораторных проявлений болезни.

Эффективность проводимого лечения оценивается на основании субъективных и объективных данных жалоб пациента, результатов ультразвукового исследования предстательной железы трансабдоминально или трансректально, мочевого пузыря с определением остаточной мочи, дуплексного картирования сосудов малого таза, анализов секрета простаты с бактериологическим и ПЦР исследованием.

В качестве оценки могут использоваться: шкала качества жизни, индекс симптомов хронического простатита, шкала симптомов заболевания предстательной железы.