Метаболический синдром и дефицит тестостерона

Метаболический синдром (МС), это патологический комплекс, включающий различные метаболические и гормональные нарушения. Это заболевание, при котором избыточный вес сочетаются с артериальной гипертензией, нарушениями уровня глюкозы и липидов крови. Если окружность талии у мужчины более 94 см (нормы в США), необходимо обраться к врачу для определения уровня сахара, липидов, измерения артериального давления с цель решения вопроса о наличии МС. Это проблема относиться к наиболее актуальным проблемам современной медицины.

Более 15% мужчин после 40 лет имеют данный синдром. Характерно, что это состояние является обратимым, при соответствующем лечении можно добиться уменьшения основных проявлений. Надо помнить, что инсулинорезистентность, висцеральное ожирение и дислипидемия играют значительную роль в развитие сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Для метаболического синдрома характерно присутствует центрального ожирение более 94 см (США стандарт), 102 см (Европпа стандарт).

По данным последних исследований к составляющим метаболического синдрома следует добавить и низкий уровень тестостерона. В ходе Массачусетского исследования по изучению вопросов старения мужчин (MMAS) у мужчин в течение 15 лет проводился мониторинг развития дефицита андрогенов* путем анализа уровней тестостерона, глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), и клинической симптоматики.

Была выявлена корреляция между дефицитом тестостерона и метаболическим синдромом. У лиц с низким уровнем тестостерона риск развития метаболического синдрома увеличивался в 2–4 раза. В популяционном исследовании, проведенном в Финляндии, было показано, что у мужчин с низким уровнем тестостерона увеличивается вероятность развития как метаболического синдрома, так и сахарного диабета. Из мужчин, находящихся под наблюдением в течение 11 лет, в группе с самым низким уровнем тестостерона риск метаболического синдрома и сахарного диабета оказался в 2,3 раза выше, чем у остальных мужчин.

*Гипогонадизм (дефицит тестостерона) у мужчин – патологическое состояние, характеризующееся функциональной недостаточностью яичек, сопровождающейся снижением уровня общего тестостерона крови менее 12 нмоль/л или свободного тестостерона менее 250 пмоль/л в сочетании с характерными клиническими проявлениями. Дефицит тестостерона может быть обусловлен врожденной или приобретенной патологией собственно яичек, а также нарушением выработки гонадотропных гормонов гипоталамуса и гипофиза.  Кроме того, существуют состояния, при которых дефицит тестостерона возникает в рамках возрастного процесса, а также в случае тяжелых соматических заболеваний. Часто дефицит тестостерона (гипогонадизм) выявляется у мужчин с ожирением и другими проявлениями МС.