Важность витамина D в урологии, андрологии

Витамин D в урологии и андрологииПоговорим о таком важном витамине D. Часто его эндокринологи ещё называют гормоном.

В повседневной практике мы урологи, андрологи обследуем (исследуем) своих пациентов на стандартные тестостероны и тд., но забываем про такой важный гормон-витамин D!

Вот пример: пациент с нормальным уровнем тестостерона (свободный тоже в норме) жалуется на упадок сил, вялую половую жизнь, разбитость. По данным УЗИ допплерографии полового члена норма (в покое и после стимулирования Каверджектом), но посмотрите на анализ витамина D (Д3)  8 нг/мл. Это критически низкие значения, "самолёт в штопоре".
Симптомы дефицита витамина D:
1. Увеличение веса
2. Размягчение костей (низкая плотность костной ткани) или переломы
3. Усталость и общая слабость
4. Мышечные судороги и слабость мышц
5. Боль в суставах
6. Проблемы с сахаром в крови
7. Низкий иммунитет
8. Низкий уровень кальция в крови
9. Изменения настроения и раздражительность!

Низкий уровень витамина D в том числе ассоциирован с аутоиммунными заболеваниями щитовидной железы, в том числе с болезнью Хашимото, болезнью Грейвса, раком щитовидной железы. В рутинной практике также исследуем уровни щитовидных гормонов!
В свою очередь именно витамин D3, холекальциферол, будучи формой витамина D, также обеспечивает нормальный обмен кальция и фосфора (связь с щитовидной и паращитовидными железами), благоприятно влияет на рост и состояние костей и скелета, предотвращает рахит. Но также он имеет и свои особенности. Данными функциями его действие не ограничивается.

Если говорить о репродукции, то необходтмое наличие витамина D у женщин обеспечивает стабильность цикла за счёт адекватной секреции прогестерона и эстрогенов. Соединение оказывает влияние на фолликулогенез. Достаточная концентрация элемента способствует успешной имплантации плодного яйца во внутренний слой матки, предотвращает риск развития злокачественных опухолей молочной железы. В мужской популяции исследования показали, что сперматозоиды мужчин, страдающих дефицитом витамина Д3, менее подвижны и жизнеспособны, чем у тех, в чьем организме уровень этого витамина находится в пределах нормы. Точных причин такой взаимосвязи пока не выявлено, но существует гипотеза, что обмен липидов, стимулируемый витамином D, позволяет сперматозоидам тратить меньше энергии, сохраняя при этом высокую активность! Следует отметить, что в опытах на мышах было установлено, что при недостатке витамина Д у особей мужского пола снижены все показатели сперматогенеза и соответственно, снижена возможность зачатия. У мужчин на поздних стадиях сперматогенеза в шейке зрелых сперматозоидов как выяснилосьпроисходит выработка метаболизирующих витамин Д ферментов.

Для взрослого Россиянина средних широт 15 мкг (600 МЕ) — это оптимально, хотя если будет до 800 МЕ хуже не будет, особенно, если критический дефицит! Следует отметить, что норма данного витамина может варьировать от даже страны пребывания!