Хламидиоз

Возбудитель: Chlamydia trachomatis – внутриклеточный, грамотрицательный микроорганизм, занимающий промежуточную позицию между бактериями и вирусами. В своём жизненном цикле Chl. trachomatis имеет две различные морфологические формы: элементарные (метаболически неактивные формы, адаптированные к внеклеточному существованию, ответственные за передачу инфекции от одного больного к другому) и ретикулярные (метаболически активные внутриклеточные формы, обеспечивающие размножение хламидий).

Хламидия трахоматис  облигатный внутриклеточный паразит, обладающий тропностью к цилиндрическому эпителию (среди органов мочеполовой системы: уретра, простата – у мужчин, цервикальный канал и уретра – у женщин).

Пути заражения. Основной путь инфицирования (заражения) – половой, а также контактно бытовой (реже). Возможен внутриутробный путь заражения ребёнка при прохождении через естественные родовые пути больной матери.

Инкубационный период (син.: скрытый или латентный период – время от начала заражения до появления первых клинических проявлений)  составляет от 5-6 суток до 1 месяца (в среднем 10-20 суток).

Клинические проявления. У мужчин хламидиоз в основном протекает в виде уретрита (воспаление мочеиспускательного канала), иногда имеет бессимптомное течение. У женщин наблюдается противоположная ситуация – в подавляющем большинстве случаев хламидиоз протекает бессимптомно или малосимптомно. Мужчины могут предъявлять типичные для уретрита жалобы: рези и/или жжение при мочеиспускании, выделения из уретры (как правило скудные), дискомфорт в области уретры. Со временем симптомы уретрита постепенно исчезают, но процесс может распространяться в двух направлениях:

• мочеполовое. Может возникать воспаление яичек (орхит), придатков (эпидидимит), придатка+яичка (орхоэипидидимит), предстательной железы (простатит). Воспалительные процессы в мужских половых органах могут приводить в свою очередь к эректильной дисфункции и бесплодию.
  • системное поражение. Хламидии начинают переноситься по организму. Чаще всего проявляется в виде синдрома Рейтера, когда хламидии поражают суставы (суставные боли) и органы зрения (слёзотечение, покраснение конъюнктивы и др.).

Диагностика хламидиоза складывается на основании сбора жалоб, объективного осмотра, лабораторных методов обследования (соскоб из уретры для ПЦР-диагностки, культуральных методов).

Лечение. Прогноз при лечении данного заболевания благоприятный при соблюдении двух обязательных условий: во-первых, раннее обращение к врачу при первых симптомах заболевания, а во-вторых, соблюдения всех его рекомендаций, в том числе половой покоя, обследование и лечение (решает врач) полового (-ых) партнёра (–ов), чтобы потом не рождались мифы о невозможности полностью избавиться от того или иного заболевания!