Массаж предстательной железы. Особенности процедуры

Массаж простаты исторически уходит корнями в далекое прошлое. Мнение ученых, касательно применения массажа предстательной железы в лечении хронического простатита, разнятся. Некоторые из них, к сожалению, рассматривают эту процедуру как определенно вредную для организма - это безосновательно, если речь идет о диагностическом массаже простаты, когда мы просто обязаны взять секрет простаты на аналих для диагностики предстательной железы, а также массаже в лечебных целях при хроническом простатите вместе с основной терапией (если нет противопоказаний).

Однако, на сегодняшний день достоверно установлено, что массаж предстательной железы в диагностических целях (получение секрета простаты на анализ), а также в лечебных целях является одним из эффективных способов терапии и восстановления функции простаты при воспалительных и застойных патологических явлениях.

Существует большое число данных свидетельствующих о благоприятном воздействии лечебного массажа простаты, как метода лечения хронического простатита, дренирования предстательной железы. Эту процедуру должен проводить только опытный уролог-андролог, потому как просто "нажимание" на предстательную железу не есть урологический массаж, процедуру нужно проводить правильно, чтобы в диагностике получить секрет простаты, а в лечении не навредить избыточным, интенсивным воздействием.

Механизм положительного действия:

• восстановление проходимости протоков железы (дренажная функция), обеспечивается тем самым адекватный отток секрета (сока) простаты и содержащихся в нем разрушенных бактерий и их токсинов из канальцев простаты, предотвращая интоксикацию предстательной железы
  • улучшение венозного и лимфатического оттока из простаты
  • локальное раздражение нервных окончаний и расширение сосудов вследствие которых улучшаются процессы микроциркуляции в простате, повышение уровня притока крови к простате увеличивает приток питательных веществ и кислорода, необходимых для восстановительных процессов, повышает проникновение в ткани простаты лекарственных препаратов
  • восстанавливается нормальный тонус мышечных элементов предстательной железы и мышц промежности.

Параллельно с массажем простаты могут осуществляться массаж семенных пузырьков и яичек способствующие улучшению кровообращения в этих органах и снижению болевого синдрома сопровождающего хронический простатит.

Лечебный массаж при лечении простатита часто совмещается с физиотерапией предстательной железы трансректально по показаниям.

Следует понимать, что массаж простаты сам по себе не может излечить от хронического простатита, однако доказано на практике, что он значительно повышает эффективность лечения.

Однако стоит отметить, что эффективность лечения хронического простатита в целом во многом зависит от отношения самого больного к своей болезни. Здоровый образ жизни и соблюдение рекомендаций врача гарантирует выздоровление в подавляющем большинстве случаев.

Диагностический и лечебный массаж простаты является ответственной лечебно-диагностической процедурой, которую может назначать и выполнять только квалифицированный врач-уролог, с соблюдением всех правил проведения данной манипуляции.

Массаж простаты в диагностических и лечебных целях официально рекомендован МЗ РФ как лечебная процедура при хроническом простатите (Стандарты медицинской помощи больным простатитом Пр. МЗ РФ от 22 ноября 2004 г. № 245).

Широко применяется массаж простаты для лечения простатита в странах Юго-Восточная Азии, Китае, некоторых странах Европы. Некоторые североамериканские и канадские урологи (Shoskes, Nicel, Hennenfen и др.) также рекомендуют применять массаж в комбинации с антибиотикотерапией в лечении абактериальных форм простатита.

Показания:

• различные формы хронического простатита (хронический бактериальный простатит, синдром хронической тазовой боли, асимптоматический простатит, абактериальный простатит)
  • половые расстройства сопутствующие хроническому простатиту (эректильная дисфункция)
  • преждевременная эякуляция
  • получение секрета простаты для исследования

Но существует ряд клинических случаев, при которых массаж простаты строго противопоказан и может нанести серьезный вред здоровью пациента.

Противопоказания:

• острый простатит (существует риск распространения воспаления вплоть до сепсиса)
  • хронический простатит в сочетании со злокачественными поражениями предстательной железы (рак простаты)
  • крупные кальцинаты, камни предстательной железы.

Процедура выполняется указательным пальцем руки врача-специалиста (уролога, андролога), на которую надета медицинская перчатка. Положение пациента коленно-локтевое на кушетке, либо стоя с наклоненным вперед под углом 90° туловищем или на боку с подтянутыми к животу коленями.

Указательный палец в медицинской перчатке смазывают вазелином или специальным гелем и вводят в прямую кишку пациента, где на расстоянии 3—5 см от заднепроходного отверстия пальпируют предстательную железу. После того, как оценивают ее размеры, форму, симметричность правой и левой долей, консистенцию, состояние слизистой оболочки прямой кишки над предстательной железой, степень выраженности болевых ощущений, приступают непосредственно к массажу.

Вначале массируют одну, а затем другую долю предстательной железы по ходу выводных протоков желез простаты сверху вниз и от периферии железы к центрально расположенной бороздке, которая ориентирована продольно между правой и левой долями простаты. Возможны движения в виде поперечно расположенной цифры 8. Вначале давление на простату должно быть минимальное, постепенно силу давления увеличивают, ориентируясь на ощущения пациента.

В заключительной части проводят пальцем по центральной борозде изнутри кнаружи. Продолжительность составляет до от нескольких секунд до 1 минуты, а точнее «до первой капли сока простаты». Как правило, массаж простаты проводят через 1 - 2 дня, количество сеансов обычно от 4 до 10.

Улучшение результатов анализа простатического сока, ослабление или полное исчезновение болезненности предстательной железы, улучшение мочеиспускания служат признаками эффективности предпринимаемого лечения.